Реализация стандартов нового поколения требует от учителей не только высокого уровня квалификации, непрерывности профессионального развития, но и творческого подхода к работе в современных условиях. Всё большее значение приобретает креативность учителя, его способность переосмысливать собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое. Креативность можно рассматривать как потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в способности к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Однако учителя стараются взвалить на свои плечи огромную работу. Справиться с ней иногда становится очень сложно. Это провоцирует быструю утомляемость, что очень мешает педагогу во время работы. Педагогов можно отнести к группе риска по частоте возникновения состояний утомления и стресса. Взрослые люди не меньше, чем дети, склонны к эмоциональному выгоранию. Исходя из этого, актуальным в настоящее время является поиск факторов и технологий, способствующих снижению вероятности возникновения и развития профессионального выгорания педагогов, помогающих сохранить психологическое здоровье учителя и высокий профессионализм его деятельности. В нашей школе огромную помощь в решении этой проблемы оказала арт-терапия. Идея о создании арт-мастерской возникла неожиданно. Учителя часто говорили мне о том, что я счастливая, ведь я могу заниматься изобразительным творчеством, но к сожалению сетовали на то что не всем это дано. Так и родилась идея использования практики арт-терапии в работе с педагогами. В результате совместной творческой работы с психологом появилось первое занятие для учителей нашей школы. В настоящее время положительное влияние подобных занятий оценили педагоги нашей школы и Омского района.
«Поздравительная открытка» Занятие «Арт-мастерской» на базе РЦТДиЮ «Ровесник».
Современный взгляд на искусство воспринимается человеком как средство утешения и компенсации монотонной повседневности и имеет отвлекающий (развлекательный), утешающий, способствующий духовной гармонии человека характер.
Мастер-класс «Бумагопластика как средство развития творческого потенциала учителя» участие в работе творческой ассоциации "Педагогический десант".
Один из наиболее распространенных видов арт-терапии - изотерапия (рисуночная терапия). Рисование - творческий акт, который дает выход чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Мы предлагали учителям выразить свое эмоциональное состояние через изобразительную деятельность.
«Пасхальный сувенир». Работа «Арт-мастерской» на базе РЦТДиЮ «Ровесник»
Именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
«Новогодний сувенир». Работа «Арт-мастерской» на базе РЦТДиЮ «Ровесник»
В процессе занятий мы подводим учителей к осмыслению того, что художественное творчество - это способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций. Поэтому искусство является таким действенным средством снятия психического напряжения, стрессовых состояний
Работа арт-мастерской с педагогами Омского района на базе МБОУ "Богословская СОШ"